На главную Обратная связь Карта сайта

Статьи по теплоизоляции

Главные трудности и индивидуальности организации теплоснабжения на Дону
В.О. Шрамко, начальник отдела внедрения энергосберегающих
технологий Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ
В Ростовской области имеют котельные и
централизованное теплоснабжение 23 городка (100 процентов), 16 поселков
городского типа (64 процента), 407 сельских населенных пт (18 процентов).
Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении по жилищно-коммунальному
комплексу области составляет 2316,96 километра, в том числе в городках и
поселках городского типа 1727,36 километра, в сельской местности 589,6
километра.
В области
насчитывается 3486 котельных, в том числе 1057 котельных компаний
жилищно-коммунального комплекса. Суммарная мощность котельных составляет 14,4
тысячи Гкал/час. В общем числе отопительных котельных преобладают маленькие
мощностью до 3 Гкал/час, на их долю приходится 78 процентов от общего числа
котельных и 15 процентов от всего размера производимой энергии.
Все
большее число источников теплоснабжения в Ростовской области перебегает на
работу на газообразном горючем. Из общего числа котельных 43,9 процента
работает на жестком горючем, 45,9 процента производит тепловую энергию на газе,
1,9 процента — на водянистом горючем.
По
сравнению с 1999 годом оснащенность жилищного фонда системами централизованного
отопления возросла с 52 до 63 процентов. Протяженность тепловых сетей по
жилищно-коммунальному комплексу области составляет 1412 км в
двухтрубном исчислении.
В
основном они имеют теплоизоляцию низкого свойства (обычно, минеральную
вату), теплопотери через которую составляют около
15-20 процентов. Около 24 процентов тепловых сетей уже выработали собственный ресурс.
Темпы их перекладки в два раза отстают от требуемых.
Высокий износ тепловых сетей влечет за собой утраты теплоносителя. Утраты
тепла, связанные с утечками, оцениваются в 10-15 процентов.
В
целом на теплоснабжение жилищного фонда, присоединенного к городским
котельным, и объектов социальной сферы расходуется 35 тыщ тонн твердого
топлива, 1510 миллионов обычных кубических метров природного газа и 15 тыщ
тонн топочного мазута.
Невзирая
на повышение уровня платежей населения за тепловую энергию, техническое
состояние котельного оборудования и тепловых сетей неудовлетворительное.
Практически всем теплоэнергетическим компаниям свойствены
следующие трудности:
значимый износ всего котельного оборудования
(наиболее 80 процентов), маленький КПД котлов от 50 до 55 процентов;
доминирование интегрированных (подвальных) котельных
малой производительности, созданных для теплоснабжения 1-го
строения;
предельный износ тепловых сетей и сетей горячего
водоснабжения, завышенные, как минимум, в два раза утраты тепла и воды в
тепловых сетях;
отсутствие средств автоматизации, учета тепла и
воды на абонентских вводах;
завышенный на 30-50 процентов расход сетевой воды,
сверхнормативное потребление бытовой горячей воды, температура и качество
которой не соответствуют гигиеническим нормам;
подпитка котлов и тепловых сетей в нарушение
работающих норм делается неподготовленной водопроводной водой
завышенной жесткости, что приводит к значимым отложениям накипи, в
первую очередь, на поверхностях нагрева котлов, их перегреву и, как
следствие, к понижению коэффициента полезного деяния и досрочному
выходу из строя котельного оборудования.
В
большинстве котельных жилищно-коммунального комплекса в качестве горючего
используется уголь. В связи с резким сокращением добычи твердого горючего
возникли трудности со снабжением топливом котельных. В пару раз
увеличилось плечо перевозки горючего, что вместе с неэффективным котельным
оборудованием вызывает доп финансовую нагрузку на местные бюджеты.
При этом возникает необходимость роста платежей населения за потребляемую
тепловую энергию.
Теплоснабжение
— самый энергоемкий, да и самый энергорасточительный сектор государственной экономики
— сейчас находится в критическом состоянии на всех шагах: от производства до
потребления тепла.
Толика
тепла в каждомесячной оплате популяцией услуг ЖКХ в отопительный период добивается
60-70 процентов. Это основной компонент коммунальных платежей. Но обитатели
практически не могут контролировать реальное потребление тепла в отдельной
квартире из-за конструктивных особенностей систем подачи тепла в дома и
отсутствия устройств контроля и учета в подавляющей части жилищного фонда
страны. Население оплачивает отопление и горячую воду, обычно, не вслед за
1 Гкал подведенного тепла, а по нормам расхода, которые инсталлируются
местными органами власти в каждом городском образовании.
ремонт
и техническое сервис (от 16 до 25 процентов).
В
большинстве случаев формирование тарифов на тепло носит затратный нрав, в связи с чем городские образования, находящиеся в одной
климатической зоне, имеют различные тарифы. Работающий в отрасли хозяйственный
механизм не провоцирует понижения издержек. Тарифы формируются по фактической
себестоимости. При всем этом все непроизводительные расходы, связанные с действием
производства услуг, также потерями воды и тепла при их транспортировке,
перекладываются на потребителя. В итоге имеет место завышение
как тарифов, так и размеров реализации услуг.
Как
правило, в котельных имеется излишек установленной мощности. Сетевые насосы для
прокачки теплоносителя имеют в 2-4 раза огромную производительность по сопоставлению
с реальной потребностью. В связи с сиим резко возрастает потребление
электроэнергии. На таковых котельных нужно делать подмену работающих
сетевых насосов на наименее массивные согласно гидравлическому расчету тепловых
сетей.
В
большинстве городских образований области отсутствуют не разрабатывались
ТЭО на теплоснабжение, в связи с чем нереально
оценить нужные инвестиции в компании малой теплоэнергетики. До 2003
года размер ежегодных экономных ассигнований на реконструкцию и модернизацию
объектов коммунальной энергетики не превосходил 5 миллионов рублей. За эти
средства реконструировались 2-3 котельные в год. Начиная с
2003 года растет размер инвестиций на реконструкцию и модернизацию
объектов коммунальной теплоэнергетики. В 2003 году он уже составил 56 миллионов
рублей.
За
счет данных средств реконструировано 17 котельных в городках и районах области,
в том числе: в Зерноградском районе — 5 котельных, в
Константиновском районе — 7 котельных, в городке Миллерово — 3 котельные, в
городе Шахты — 1 котельная, в Семикаракорском районе
— 1 котельная.
Не считая
этого, осуществлено стройку 2-ух новейших котельных в городке Каменск-Шахтинском и одной котельной в поселке Молодежном
города Зверево. Для котельных городка Гуково и Заветинского района
решен вопросец производства 18 водогрейных котлов, работающих на низкосортном
угле, что дозволит в 4 раза понизить издержки на горючее и в конечном счете —
себестоимость производства тепловой энергии.
Ожидаемый
экономический эффект от выполненных мероприятий составит 14 миллионов рублей в
год.
В
2004 году на модернизацию и реконструкцию объектов коммунальной теплоэнергетики
было выделено 15 миллионов рублей. За счет выделенных средств
областного бюджета выполнены работы по реконструкции 12 котельных в Белоснежной Калитве и Новошахтинске, Миллеровском и Аксайском районах.
В текущем году на модернизацию и реконструкцию объектов коммунальной теплоэнергетики
предусмотрено 120 миллионов рублей. За счет данных средств работы планируется
провести в 10 городских образованиях.
Актуальной
остается неувязка понижения утрат на стадии подачи и при распределении ее
потребителю. В текущее время удельный вес потерянной тепловой энергии от
общего размера произведенной тепловой энергии за год составляет до 30 процентов.
Износ тепловых сетей составляет до 60 процентов. Значительные утраты происходят
и при эксплуатации энергетического оборудования.
Маленькие
котельные (мощностью наименее 5 Гкал/ч) очень неэкономичны по использованию
топлива. Почти все из их работают на жестком горючем, что просит огромных издержек.
Они характеризуются устаревшими конструкциями, отсутствием автоматического
регулирования и средств контроля. С целью устранения непроизводительных утрат
в тепловых сетях с 1997 года раз в год перекладывается порядка 100 км
таких сетей.
Теплоизоляционные
покрытия из пенополиуретана относятся к современным
энергосберегающим технологиям. Применение данного высокоэффективного материала
для термоизоляции трубопроводов тепловых сетей дозволяет на 20-35 процентов
снизить термо утраты по сопоставлению с трубопроводами в традиционной изоляции,
увеличить срок службы изоляции до 25-30 лет и понизить трудозатратность при выполнении
изоляционных работ.
Для
обеспечения экономичной и устойчивой работы городского теплового хозяйства
производится подмена морально и на физическом уровне устаревших типов котлов, таковых как
НР-18, «Универсал», «Факел» и остальные с КПД 50-60 процентов, на котлы наиболее
экономичные — КСВа Борисоглебского
котельно-механического завода, КССУ и остальные.
Внедрение
данных котлов, владеющих высочайшим КПД (90 процентов и выше), обеспечивает за
отопительный сезон экономический эффект от работы 1-го котла 290-380 тыщ рублей.
Он слагается из действенного использования горючего и средств на проведение
технического обслуживания и ремонт котла.
Срок
окупаемости издержек на приобретение и установка указанных котлов не превосходит 2-3
лет. Годовой экономический эффект составляет 8,5 миллиона рублей, при издержек
17,1 миллиона рублей. Общественная потребность в подмене котлов устаревшей модификации
составляет порядка 345 котлов. До 2010 года планируется произвести подмену 147
котлов старенькой модификации. Более принципиальным направлением в сбережении энергоресурсов
является перевод городского жилищного фонда, объектов социально-культурного
и бытового назначения на автономное теплоснабжение.
Анализ
проведенных обследований технического состояния котельного оборудования и
тепловых сетей показал, что установленная мощность на почти всех котельных в
несколько раз превосходит присоединенную нагрузку, что приводит к нерациональному
использованию котельного оборудования и повышению расхода горючего на 30-35
процентов и, следовательно, к огромным затратам на выработку тепловой энергии.
Термо
сети в сельской местности (с учетом низкой плотности ее стройки) имеют
большую протяженность и несут значимые термо утраты (от 40 процентов и
выше) из-за нехороший изоляции (либо ее отсутствия). Не считая того, с учетом недостатка
средств на выполнение ремонта, у тепловых сетей высочайший процент износа, а
некоторые требуют подмены. В этих критериях целесообразен перевод объектов
жилищного фонда и социальной сферы на автономное теплоснабжение.
К примеру,
за крайние два года на объектах жилищного фонда в Ростове-на-Дону было пущено
в эксплуатацию 4 модульных котельных, реконструировано 15 котельных. Экономия
топлива в год — 1,5 тыщи тонн, годовой экономический эффект — 1 миллион
рублей. В Донецке, Таганроге, Сальске за счет конфигурации схемы теплоснабжения
жилищного фонда ликвидировано 6 маломощных котельных с устаревшим
оборудованием, годовой экономический эффект составил 644 тыщи рублей.
За
1997-2003 годы в сельских районах области осуществлено стройку 13
автономных котельных. Общие издержки на стройку составили 39 миллионов
рублей. Как проявили расчеты, проведенные опосля 1-го года эксплуатации,
себестоимость выработки 1 Гкал тепловой энергии от автономной котельной в
результате снижена в 2-3 раза. Экономический эффект от строительства автономных
котельных составил 13 миллионов рублей в год.
Применение
современных высокоэффективных котлов потребовало наиболее внимательного дела
к вопросцам химводоподготовки воды, циркулирующей в
системах отопления. Понятно, что все водогрейные котлы и системы
теплоснабжения питаются водой, которая, обычно, содержит растворенные соли
кальция и магния, определяющие ее твердость.
При
питании котлов и систем теплоснабжения «жесткой водой» проточная часть труб
довольно быстро (время от времени в течение пары дней) покрывается плотной коркой
накипи. Накипь, даже при малой ее толщине, резко понижает передачу тепла и ведет
к повышению расхода горючего (от 25 до 50 процентов).
С
целью предотвращения образования накипи на внутренних поверхностях трубопроводов
в котлах и тепловых сетях в системе теплового хозяйства области используются
установки стабилизационной обработки подпиточной воды
путем ввода в нее комплексонатов.
Такие
установки отыскали практическое применение в системах теплоснабжения в городках
Ростове-на-Дону (наиболее чем на 20 котельных), Таганроге, Волгодонске, Каменском,
Егорлыкском районах. Годовой экономический эффект от
внедрения данных установок составляет 1,7 миллиона рублей. Срок окупаемости
затрат при внедрении установок составляет до 1-1,5 лет. Указанная разработка
обработки воды признана наилучшей в системе ЖКХ Рф, отмечена дипломом и
медалью Госстроя Рф.
В
настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается
значительными потерями ресурсов, как потребляемых самими коммунальными
предприятиями, так и предоставляемых потребителям воды, тепловой и
электрической энергии. Фактическое удельное потребление воды в расчете на 1
жителя области превосходит нормативное в 1,5-2 раза, а удельное теплопотребление
— в 2-3 раза.
В
последнее десятилетие проводится общее внедрение устройств учета воды и
тепла, разрабатываются нормативные документы по учету. К числу первоочередных
задач относится оснащение жилищного фонда узлами учета тепловой энергии и воды.
Реализацию программы оснащения жилищного фонда узлами учета энергоресурсов и
воды целенаправлено осуществлять методом сотворения в ряде городов области
демонстрационных энергоэффективных зон.
В
настоящее время в Ростове-на-Дону действует зона энергоэффективности в
микрорайоне Темерник. В 31 жилом доме смонтированы
узлы учета тепловой энергии с выводом данных употребления тепловой энергии на
диспетчерский пункт. По результатам отопительного периода получено понижение
расходов на оплату тепловой энергии в размере 4,7 миллиона рублей, либо на 15
процентов от расчетной величины.
В
рамках областной программы внедрения приборного учета топливно-энергетических
ресурсов и воды за крайние три года в учреждениях социальной сферы области
установлено 893 узла учета тепловой энергии, 355 водомерных узлов, 30 газовых
счетчиков и 65 электрических счетчиков. В итоге выполненный анализ данных
договорных и фактических нагрузок теплопотребления учреждениями социальной
сферы показал, что экономия средств по оплате потребленной тепловой энергии составила
20-40 процентов за месяц. Практика указывает, что в среднем период окупаемости
приборов учета употребления топливно-энергетических ресурсов и воды составляет
2-4 года.
Основной
вывод, который может и должен быть изготовлен из анализа состояния и прогноза теплоснабжения,
состоит в том, что нужны целостная муниципальная концепция и программа,
а также законодательные акты, которые должны найти и утвердить главные
направления действий и нормативно-правовую базу развития теплоснабжения.
.
      
Гостиница на покровке мини отель на покровке.