На главную Обратная связь Карта сайта

Статьи по теплоизоляции

Перспективы строительства трубопроводов горячего водоснабжения и отопительных сетей из металлических труб с шаровидным графитом (ЧШГ)
Журнальчик "Анонсы теплоснабжения", № 5, (21), май 2002, С. 27 – 34,
к.т.н. В.В. Ветер, инж. В.А. Носов, инж. Н.А. Припадчева; к.т.н. М.И. Самойлов, к.т.н. А.А. Бабанов, НПП «Валок-Чугун»; инж. Г.М. Инкелес, основной инженер «Ростовтеплосеть»; д.т.н. Ф.А. Хромченко, ВТИ; д.т.н. А.А. Ланин, ЦКТИ; к.т.н. Я.И. Ковылянский, к.т.н. Г.Х. Умеркин, ВНИПИэнергопром
Вступление Тяжелое положение сложилось в сфере эксплуатации трубопроводов водо- и теплоснабжения. Из-за низкой коррозионной стойкости труб средний срок их службы составляет 12-15 лет, а в местах с высочайшим расположением грунтовых вод часто трубопроводы выходят из строя через 3-4 года. Число аварийных разрушений трубопроводов (с учетом летних гидроиспытаний) уже начинает превосходить 1 вариант на км в год, в то время как в развитых забугорных странах эта цифра традиционно не превосходит 0,2 варианта на км в год. В чем тут дело? Ведь и они, и мы теплопроводы строим, обычно, из железных труб. Следовательно, коррозионная стойкость обязана быть схожей. Дело в том, что в развитых забугорных странах уже при строительстве планируется срок их службы – 20 лет, в связи с чем раз в год планируется и реально изменяется около 5% трубопроводов, в то время как в Рф крайние годы изменяется от 0,25 до 1,0% имеющихся сетей водо-теплоснабжения. На большее нет средств. В итоге аварийность растет, местные МУП теплосетей обязаны содержать большие штаты лишь для неизменного латания никуда негодных трубопроводов.
Чтоб понизить возможность наружных коррозионных повреждений трубопроводов, в крайние годы больше получает распространение трубопровод типа «труба в трубе», т.е. на железную трубу в промышленных критериях наносится теплозащитный слой (полиуретан), а сверху для защиты от воды еще одевается полиэтиленовая труба.
- - положение с внутренней коррозией не улучшается, а ведь до 25% теплосетей выходят из строя конкретно по данной причине;
- - таковой трубопровод в 2-3 раза дороже, чем обычный;
- - нужен неизменный контроль за влажностью в межтрубном пространстве.
Перечисленные и некие остальные недочеты не разрешают однозначно говорить о решении трудности надежности в эксплуатации трубопроводов и увеличении срока службы до 40-60 лет. О этом свидетельствуют и статистические данные аварийности опосля пары лет эксплуатации трубопроводов с ППУ изоляцией в г. Москве. (Доложено 14 ноября 2000 года на семинаре в г. Москве на тему «Опыт строительства, монтажа и эксплуатации трубопроводов тепловых сетей бесканальной прокладки с пенополиуретановой изоляцией в полиэтиленовой оболочке»). В сообщении представителя тепловых сетей Мосэнерго приведена статистика по дефектности новейших тепловых сетей с ППУ изоляцией:
- 13% – недостатки стыковых соединений, связанные с нарушением технологического регламента монтажа;
- 2% – за счет плохой сварки трубопровода на монтаже.
Кстати, высочайшая дефектность на трубопроводах с ППУ изоляцией отмечается и в забугорной печати [1].
Коррозия Меж тем отлично понятно, что одним из самых коррозионностойких материалов является чугун [2]. Металлический водопровод в парке Версальского дворца действует наиболее 300 лет. В США в текущее время действует наиболее 275 сооружений, в каких чугунные трубы служат наиболее 100 лет [3]. Беда в том, что обыденный сероватый чугун, где графит имеет форму пластинок (рис. 1 а), не пластичен не сваривается, а потому во 2-ой половине XX столетия на трубопроводах его заменила сталь. Подмена, прямо скажем, оказалась неудачной. Но как возвратиться назад при указанных его недочетах, тем паче в теплосетях?
Но выход есть. В 1990 г. на ОАО ЛМЗ «Свободный Сокол» (г. Липецк) по технологии компании «Понт-а-Муссон» был построен цех серийного производства труб Ду 100-300 из прочного чугуна с шаровидным (рис. 1 б) графитом (ЧШГ) с объемом производства 70 тыс. т в год (1 очередь).
Эти трубы уже полностью применимы для строительства трубопроводов не только лишь водоснабжения, да и для теплоснабжения, т.к. их можно сваривать и они владеют неплохими механическими чертами, близкими к стали:
.
Сначала 90-х годов ряд русских научно-исследовательских институтов (ВТИ г. Москва; ВНИПИэнергопром г. Москва; ЦКТИ г. С.-Петербург; ЛГТУ и НПП «Валок-Чугун» г. Липецк и ряд остальных институтов и организаций) провели полный комплекс исследований на пригодность сварных трубопроводов из ЧШГ для строительства теплосетей IV категории.
Разработана разработка сварки трубопроводов и фасонных частей из ЧШГ; руководящие материалы, в т.ч. на силовые расчеты по прокладке трубопроводов в лотковом и безлотковом вариантах. Во ВНИПИэнергопром проведены сравнительные стендовые тесты сварных участков железного и металлического (из ЧШГ) трубопроводов на внешнюю и внутреннюю коррозию в критериях, имитирующих работу тепловых сетей.
Экспресс-испытания на коррозию труб проводились в течение 6000 часов (что соответствует 30 годам эксплуатации тепловых сетей) с учетом стационарного и нестационарного режимов работы теплопроводов. Тесты проводились с наложением и без наложения блуждающих токов, грунт увлажнялся растворами электролита из расчета 500 мг/л SO
. Оценка общей коррозии проводилась по потере массы, а зона конкретно поблизости сварного шва – по наличию локальной коррозии. Оценивалась также склонность к питтинговой коррозии. Результаты испытаний проявили, что на ЧШГ общественная коррозия не превосходит 0,011 мм/год, отсутствует питтинговая коррозия, не найдено локальной коррозии в шве и рядом со сварным швом (рис. 2 б). На железном трубопроводе общественная коррозия составила 0,048 мм/год, также имеют место каверны глубиной до 1 мм, что соответствует скорости коррозии до 1,3 мм/год (рис. 2 а).
Подобные результаты были получены и по внутренней коррозии опосля 6,5 лет эксплуатации настоящего трубопровода горячей воды на ОАО ЛМЗ «Свободный Сокол», построенного в композиции из железных и металлических труб, находившегося в эксплуатации (до нарезки образцов) с 10.92 г. по 04.98 г. На рис. 3 показан внешний облик внутренней поверхности металлической и металлической труб. Исследования проявили:
На металлической трубе лишь 15-20% поверхности (низ) были покрыты просто отслаивающейся пленкой шириной 0,1-0,15 мм из товаров коррозии. Опосля чистки внутренней поверхности твердой железной щеткой язв и питтингов на поверхности трубы не найдено.
На металлической трубе все 100% внутренней поверхности были покрыты слоем окислов и осадков из протекающей воды. Толщина слоя колебалась в пределах 0,5-1,5 мм. Опосля удаления этого слоя обнаружены бессчетные локальные коррозионные повреждения (язвы) глубиной до 0,5 мм (вверху) и до 1 мм (внизу).
На шве и в зоне сплавления следов локальной коррозии не найдено, что возможно соединено с высочайшим содержанием никеля в сварном шве, внесенным туда из сварочной проволоки.
В ВТИ (г. Москва) было исследовано влияние термодеформационного старения на ресурс (50 лет) работоспособности сварных соединений труб и фасонных частей из ЧШГ [4]. Установлено, что при рабочей температуре до 150 °С и внутреннем давлении до 1,6 МПа ресурс (50 лет) сварных соединений трубопроводов из ЧШГ, при использовании разработанной технологи сварки, удовлетворяется.
Свариваемость Предлагая данный материал (трубы) для строительства трубопроводов, нужно держать в голове, что вроде бы не была хороша данная труба по коррозионным и механическим чертам, должен быть решен и ряд остальных вопросцев:
в) ремонтопригодность.
НПП «Валок-Чугун» при содействии ряда организаций разработал и аттестовал (ЦКТИ г. С.-Петербург) промышленную технологию производства сварных трубопроводов из ЧШГ. Решены вопросцы сварки, контроля, укладки в траншею и ремонта, в том числе и в полевых критериях. Главные моменты технологии:
- опосля сварки термообработка специальной кольцевой газовой горелкой (~ 10-15 мин. на 1 стык);
- гарантируется сквозной провар и формирование обратного валика, в т.ч. при сварке неповоротных стыков;
- обеспечивается крепкость сварного соединения на уровне 0,85-0,98 от прочности самой трубы;
- незапятнанное время сварки 1-го стыка трубопровода Ду 100 мм в полевых критериях 10-12 мин.
Разработанная разработка сварки обеспечивает неплохую работоспособность сварных соединений (рис. 4) при разных критериях нагружения. При всем этом на образцах обеспечиваются последующие механические свойства:
q ударная вязкость (КС) 2,4-3,6 кгс/см
q угол загиба при статическом изгибе 23-30 град.
Фасонные части Фасонные части трубопровода (тройники, отводы и т.д.) серийно производятся и поставляются заказчику совместно с трубами [5]. При этом отводы могут быть поставлены как в сварном, так и гнутом состоянии, рис. 5.
В ГИПРОНИИГАЗ (г. Саратов) сварные фасонные части (тройники, отводы, патрубки) для трубопровода Ду 100 были кропотливо изучены на предмет их работоспособности в критериях подземной прокладки методом:
q испытаний на изгиб, скручивание, разгиб (рис. 6);
q испытаний на малоцикловую вялость.
При гидравлических испытаниях разрушение фасонных частей происходило при внутреннем давлении 42-47 МПа, что при рабочем давлении 1,6 МПа обеспечивает 26-29-кратный запас прочности.
При испытаниях на изгиб в вертикальной плоскости (рис. 6 а) тройников разрушение происходило как по сварному шву, так и рядом при усилиях (Р) 122-125 кН, при всем этом в месте разрушения напряжения от изгиба достигали значений 623-641 МПа (расчет тепловых сетей из ЧШГ ведется из условия, что рабочие напряжения не должны превосходить [s]
= 50 МПа, т.е. и в данном случае обеспечивается наиболее, чем 12-кратный запас прочности).
При испытаниях тройников на изгиб-кручение в горизонтальной плоскости (рис. 6 б) разрушение происходило при усилиях (Р) 96-116 кН, при всем этом в месте разрушения напряжения от изгиба достигали значений 533-644 МПа.
При растяжении отводов (рис. 6 в) разрушение также происходило в области шва либо околошовной зоны при напряжениях 269-284 МПа.
Тесты на малоцикловую вялость производились методом повторяющегося нагружения и разгружения изделия, находящегося под внутренним гидравлическим давлением в 1,6 МПа наружной силой на изгиб из условия обеспечения в шве и стенах сосуда напряжений равных 35,3 МПа, а с учетом внутреннего давления – 50,9. Опосля 300 циклов тесты были прекращены. Каких или признаков вялости либо нарушений плотности не найдено.
Ремонтопригодность Принципиальным моментом при выборе материала трубы для строительства трубопроводов является его ремонтопригодность, в особенности в аварийных ситуациях. Чугунные трубопроводы ремонтируются при помощи сварки так же, как и железные, в т.ч. через вырезанное окно, ежели недостаток появился в нижней части трубы, куда доступ неосуществим, к примеру, из-за наличия лотка.
Но, возможны случаи, когда стремительный ремонт трубопровода при помощи сварки неосуществим (температура ниже –20 °С, задвижки в неисправном состоянии и в трубопроводе содержится вода и т.д.), в данном случае возможен стремительный ремонт трубопровода при помощи ремкомплекта, рис. 7.
В данном случае вырезается дефектный участок трубы и на это место на термостойких резиновых манжетах одеваются два раструба и потом на болтах устанавливается средняя часть ремкомплекта – вставка. Ремонт в данном случае быть может изготовлен за 3-5 часов. На горячей воде срок службы резиновых манжет находится в пределах 2-5 лет. (В 1993 г. смонтирована для Липецкэнерго обратка трубопровода горячей воды длиной 87 м на сто процентов на резиновых манжетах, которая удачно эксплуатируется до реального времени). В следующем в летний период ремкомплект удаляется и делается настоящий ремонт вышедшего из строя участка трубопровода при помощи вварки соответственного участка трубы. В табл. 1 приведены главные размеры и стоимость ремкомплекта.
Таблица 1. Стоимость ремкомплекта
Техдокументация. Разрешения
На основании проведенных исследований почти всех институтов Рф, также положительных промышленных испытаний настоящих сварных трубопроводов теплоснабжения из ЧШГ, Госгортехнадзор Росси (исх. 12-23/682 от 16.07.98) разрешил установка сварных трубопроводов пара и горячей воды с давлением до 1,6 МПа и температурой до 150 °С из металлических труб ВЧ-40 и согласовал нужную техдокументацию:
q РТМ-1 «Инструкция на сварку, термообработку, контроль и ремонт соединений трубопроводов теплофикации и чугуна с шаровидным графитом»;
q РТМ-2 (часть 1) «Руководящие материалы по определению главных размеров типовых узлов теплотрасс IV категории (Р Ј 1,6 МПа, t = 150 °С), сделанных из ЧШГ».
Госстрой РФ (исх. СК-1167/9 от 24.03.00) также согласовал применение центробежнолитых труб и сварных фасонных частей из ЧШГ для производства сварных трубопроводов тепловых сетей и хочет надлежащие дополнения в Строй нормы и правила внести при следующем пересмотре СНиП (утвержденные конфигурации см. опосля данной статьи –
прим. ред.
).
Промышленное стройку В табл. 2 приведен список трубопроводов различного назначения, которые при помощи сварки были смонтированы из металлических труб с шаровидным графитом научно-производственным предприятием «Валок-Чугун», также результаты их эксплуатации. Направляет на себя внимание тот факт, что за 8 лет эксплуатации по вине труб либо сварных соединений не было ни 1-го варианта выхода трубопроводов из строя. Наиболее того, промежные обследования методом нарезки отдельных участков трубопроводов проявили существенное преимущество трубопроводов из ЧШГ в сопоставлении со железными (см. примечания к табл. 2).
Нужно также отметить, все трубопроводы горячего водоснабжения и отопления прокладывались в лотках с минераловатным теплозащитным покрытием, не считая трубопроводов в г. Ростове-на-Дону и г. Нефтеюганске, где осуществлена безлотковая прокладка, при этом в крайнем случае (г. Нефтеюганск) в качестве теплозащиты использовалось полимерминеральное покрытие, разработанное ВНИПИэнергопром.
По инфы компании «Понт-а-Муссон» (Франция) [5], наикрупнейшей в мире забугорной компании по производству труб из ЧШГ, при ее участии в мире раз в год строятся сотки км питьевого водоснабжения, а крайние 20 лет и трубопроводы горячего водоснабжения. На 1.01.96 г. компанией выстроено наиболее 450 км тепловых сетей из ЧШГ во Франции, Норвегии, Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, США. По данным, размещенным данной компанией, аварий и повреждений за всегда эксплуатации на построенных трассах не отмечалось [6].
Следует отметить, что при строительстве теплопроводов за рубежом для стыковки труб применялись раструбные или конусные соединения с герметизацией стыка термостойкими манжетами. Таковой вид монтажа был вызван 2 причинами:
а) отсутствием серийной технологии сварки стыковых соединений, в т.ч. неповоротных стыков;
б) рвением убыстрить процесс монтажа.
Может быть, для трубопроводов горячего водоснабжения уместно сочетание при монтаже сварки (ровная ветка) и сборки на термостойких манжетах (обратная ветка).
Таблица 2. Список трубопроводов из металлических труб с шаровидным графитом и результаты их эксплуатации.
*) Исследование состояния трубопровода опосля 6,5 лет эксплуатации проводилось ВТИ (г. Москва) и ЦКТИ (г. С.-Петербург). Исследования проявили, что механические характеристики основного сплава труб (ЧШГ) и сварных соединений за время эксплуатации остались на начальном уровне, а по коррозионной стойкости трубы из ЧШГ намного превосходят железные.
**) Состояние труб опосля 7 лет эксплуатации (подземная прокладка в грунте с высочайшей коррозионной злостью R = 18,5 омЧм) изучалось комплексной исследовательской группой, состоящей из профессионалов ОАО «ГипроНИИгаз»; ТЭСЧМ; ГУП «Мосгаз», ОАО «Липецкоблгаз». Установлено, что на трубах из ЧШГ и сварных соединениях газопровода общественная коррозия за 7 лет не превысила 0,07 мм, питтингов и язв не найдено. На деталях из стали найдена общественная коррозия на глубину 0,2 мм и питтинги, язвы глубиной до 1 мм.
***) Установка прямой ветки трубопровода осуществлен при помощи сварки, обратная ветвь собрана на резиновых манжетах.
****) Выкидной трубопровод по сбору нефтесодержащей воды демонтирован опосля выхода из строя из-за мощного коррозионного повреждения основной части трубопровода (ℓ»3 км), сваренной из железных труб. Обследование металлических труб производилось независящими организациями «НИПРОМ» и ООО «Тестдиагцентр» г. Москва при участии АНК «Башнефть». Исследования проявили, что металлический трубопровод (ℓ = 200 м) опосля 6 лет эксплуатации находится в превосходном состоянии и способен еще прослужить более 20 лет. Железная часть трубопровода, как отмечено выше, за 6 лет вышла из строя из-за коррозии.
*****) Традиционно питьевые водопроводы из ЧШГ монтируют через раструб с уплотнением места стыка резиновыми манжетами, в данном случае трубопровод монтировался при помощи сварных швов.
******) 80% трубопровода собиралось на резиновых манжетах в более небезопасных участках трубопровода (на поворотах, под дорогами), установка осуществлялся при помощи сварки труб меж собой.
Экономика. Цены
Ориентировочная сравнительная стоимость (с НДС) 1 п. м сварного теплопровода из стали и ЧШГ в однотрубном выполнении приведена в табл. 3 (в ценах на 1.01.2001 г.).
Таблица 3. Ориентировочная сравнительная стоимость 1 п. м сварного теплопровода из стали и ЧШГ
1. Метод прокладки: бесканальный, полуканальный, канальный.
2. Тип теплозащитного покрытия – полиминеральное (полимербетон) трех-пятикомпонентное, создано ВНИПИЭнергопром. По желанию заказчика может быть нанесение хоть какого другого теплозащитного покрытия.
3. Разброс по стоимости теплозащитного покрытия связан с определенным производителем, также с шириной наносимого покрытия.
4. Разброс цен по монтажу связан с чертами прокладки данного трубопровода (время года, место прокладки, район страны, условия взаимодействия заказчика и исполнителя, длина труб (5,5 либо 11 м) и т.д.
5. Фитинги (колена, тройники и т.п.) делаются в промышленных критериях и приобретаются заказчиком в зависимости от потребности.
6. Издержки на земельные и строй работы с учетом благоустройства составляют ~ 50% от общей стоимости трубопровода.
7. Стоимость металлической трубы взята по стоимости 11 тыс. рублей за тонну.
8. Издержки на установка железного трубопровода колеблются в широких пределах по регионам страны. Тут взяты значения, близкие к нижней границе.
9. Сейчас железные теплосети могут иметь старенькое минераловатное покрытие по стоимости на 20-30% дешевле полимербетонного, либо теплозащита осуществляется за счет пенополиуретана с внешной полиэтиленовой трубой – стоимость на 20-30% дороже полимербетонного.
10. Установка трубопроводов можно вести из труб длиной 5,5 м либо 11 м (в крайнем случае трубы попарно свариваются в промышленных критериях, где стоимость монтажных работ значительно ниже, чем в поле).
Итак, без учета издержек на земельные и строй работы стоимость металлического трубопровода в сопоставлении со железным ориентировочно увеличивается на 50% (за счет наиболее высочайшей цены трубы и стоимости монтажных работ), но с учетом полной стоимости прокладки трубопровода увеличение стоимости металлического трубопровода составит 20-25%.
– средняя стоимость 1 п. м железного трубопровода; Ц
– средняя стоимость 1 п. м металлического трубопровода.
В расчете на эксплуатацию 1 км трубопровода экономия составит наиболее 1 млн руб.
Ежели учитывать полную стоимость трубопровода, то экономия на 1 км трассы составит наиболее 2 млн рублей.
Пластически деформированные трубы из ЧШГ В Рф серийно производятся из ЧШГ центробежнолитые трубы Ж 100ј300 мм (Липецкий завод «Свободный Сокол») и способом полунепрерывного литья трубы Ж 100ј900 мм (Синарский трубный завод). Трубы из ЧШГ поперечником наименее 100 мм в Рф не производятся.
В текущее время проведены бывалые работы и сделана промышленная партия труб с внешним поперечником 57 мм (естественно, быть может сделан весь набор труб поперечником наименее 100 мм), также трубы поперечником от 45 до 245 мм.
Следует отметить, что эти трубы в сопоставлении с литыми различаются целым рядом плюсов:
а) наименьшей разнотолщинностью (в литых трубах фактическая разнотолщинность нередко добивается 35%, в пластически деформированных наименее 10%);
б) возможностью широкого регулирования толщины стен трубы в пределах от 2,5 до 34 мм (при центробежной отливке труб Ж 100ј300 мм толщина стены строго увязана с поперечником трубы и находится в пределах 6,1-7,2 мм);
г) отсутствием внутренней литейной корки с огромным количеством дефектов и обогащенной по сере наиболее, чем в 4 раза в сопоставлении со средним ее значением в трубе, что негативно сказывается на свариваемости;
> 500 МПа, d = 15ё20%).
Данные трубы могут употребляться при подводе тепла к домам, также для внутренней разводки. Соединение труб меж собой может осуществляться как при помощи сварки, так и механическим методом.
Выводы 1. 1. Число аварийных ситуаций на железных подземных теплосетях в Рф превосходит 1 вариант на км трассы в год. За рубежом этот показатель не превосходит 0,2 варианта на км трассы в год. Соединено это сначала с тем, что в Рф в год перекладывается 0,25-1,0% сетей, в то время как в развитых забугорных странах заменяется 5% трубопроводов теплоснабжения.
2. 2. Коррозионная стойкость как к внутренней, так и внешной коррозии (в особенности питтинговой, очаговой) быть может резко повышена (в 3-4 раза) при переходе на стройку трубопроводов из чугуна с шаровидным графитом. При всем этом тип изоляции быть может как из ППУ, так и остальные виды, к примеру, пенополимербетон.
3. 3. Компания «Понт-а-Муссон» в разных странах выстроила из ЧШГ наиболее 450 км трубопроводов теплоснабжения и за наиболее чем 15 лет эксплуатации случаев аварийных ситуаций на их не отмечено.
4. 4. В Рф разработана довольно надежная промышленная разработка сварки фитингов и труб из ЧШГ меж собой, в т.ч. в полевых критериях и неповоротных стыков применительно к трубопроводам горячего и прохладного водоснабжения, также для строительства газо- и нефтепроводов.
5. 5. Разработана вся нужная техдокументация и получено разрешение Госгортехнадзора и Госстроя РФ на стройку теплосетей из ЧШГ.
6. 6. В Рф выстроено 13 сварных трубопроводов различного назначения из ЧШГ (в т.ч. 9 трубопроводов горячего водоснабжения в городках Липецк, Псков, Ростов-на-Дону, Курск, Нефтеюганск и т.д.), на которых за время их эксплуатации (от 2 до 8 лет) не было ни 1-го варианта появления аварийной ситуации.
7. 7. Налажен серийный выпуск сварных фасонных частей из ЧШГ, также ремкомплектов для скорого аварийного ремонта в особо томных критериях (температура ниже –20 °С, неисправные задвижки и т.д.).
8. 8. Сварной трубопровод из ЧШГ при иных равных критериях (с учетом земельных и строй работ) на 20-25% дороже, чем металлической с минераловатным теплозащитным покрытием, но беря во внимание наиболее высшую коррозионную стойкость трубопровода из ЧШГ (срок его службы более 50 лет), заказчик экономит наиболее 1000 рублей на 1 п. м трубопровода в однотрубном выполнении.
9. 9. Разработана разработка и сделана промышленная партия горячедеформированных труб из ЧШГ с внешним поперечником 54 мм со последующими механическими чертами: s
> 500 МПа, d = 15ё20%. Труба пригодна для производства сварных трубопроводов различного назначения.
Литература 1. Д-р Зоммерфельд. «О применении полиуретана для трубопроводов теплоснабжения» / Материалы симпозиума, состоявшегося в г. Владимире с 27 по 31 октября 1986 г.
2. В.В. Ветер, М.И. Самойлов, Н.А. Припадчева, В.А. Носов. // Внедрение труб из прочного чугуна с шаровидным графитом для строительства трубопроводов. Ж. «Сталь», 1999, № 6, с. 52-56.
3. Strond T/F/ Corrosion control measures for ductile iron pipe. Corrosion 89. New Orleans, La, Apr. 17-21, 1989, Pap. 585 p. 585/1-585/38.
4. Ф.А. Хромченко, В.А. Лаппа, В.В. Ветер, М.И. Самойлов, Н.А. Припадчева. Расчетно-экспериментальная оценка ресурса сварных соединений трубопроводов из ЧШГ для критерий механического нагружения.
Часть 1. Методика и материалы исследования. // Ж. «Сварочное производство», 2000, № 4.
Часть 2. Характеристики и ресурс сварных соединений. // Ж. «Сварочное производство», 2000, № 7.
5. В.В. Ветер, М.И. Самойлов, В.А. Носов, А.А. Бабанов. Сварные фитинги из прочного чугуна с шаровидным графитом для напорных трубопроводов. // Ж. «Сталь», 2000, № 12, с. 44-47.
6. Трубопроводы из ковкого чугуна с морозостойкой заводской теплоизоляцией, созданные для транспортировки горячей и охлажденной воды. // Материалы компании «Понт-а-Муссон». 1987, с. 47.
Рекомендуем еще поглядеть по теме .