На главную Обратная связь Карта сайта

Статьи по теплоизоляции

О проведении опыта по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства
( По материалам Минпромэнерго РФ ) В согласовании с постановлением Правительства Русской Федерации от 01.07.2002
№ 490 «О проведении опыта по применению экономической модели реформирования жилищно - коммунального хозяйства» Минпромэнерго РФ направило в Правительство Русской Федерации нижеследующий доклад о проведении опыта по применению экономической модели реформирования жилищно - коммунального хозяйства .
В согласовании с постановлением Правительства Русской Федерации от 01.07.2002 № 490 «О проведении опыта по применению экономической модели
реформирования жилищно-коммунального хозяйства» и подпрограммой «Реформирование и
модернизация жилищно-коммунального комплекса Русской Федерации» федеральной
целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 17.11.2001 № 797, в
ряде регионов Рф в 2002-2003 гг. проводился
эксперимент по внедрению новейшей экономической модели реформирования
жилищно-коммунального хозяйства с применением
системы персонифицированных соц счетов людей.
В августе 2002 г. решением Правительственной
комиссии по жилищной политике был утвержден
перечень субъектов Русской Федерации и городских образований, участвующих в опыте. В него были включены восемь субъектов Русской Федерации: Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Чувашская Республика, Белгородская, Нижегородская, Ростовская и Тюменская области, г. Санкт-Петербург. В сентябре 2003 г. по решению Правительственной комиссии по жилищной политике
перечень был расширен до 19 регионов. Дополнительно были включены: Республика Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края, Воронежская, Калужская, Калининградская, Самарская, Саратовская, Тамбовская и Ульяновская области, г. Москва.
Госстроем Рф и Минэкономразвития
России был утвержден Порядок проведения в 2002-2003 гг. опыта по осуществлению
адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с внедрением персонифицированных соц счетов, который дополнительно согласован
с Минфином Рф.
Для мониторинга хода опыта и подведения его итогов в ноябре 2002 г. была сотворена рабочая группа и утверждены формы отчетной инфы.
Процесс внедрения системы социальных
счетов, проходивший в регионах и городских образованиях, можно поделить на два
этапа - предварительный и рабочий. Предварительный шаг включал в себя разработку нормативной базы на региональном и местном
уровнях и отработку схем организационного
взаимодействия. Рабочий шаг предполагал открытие персонифицированных социальных
счетов получателями субсидий и обслуживание
этих счетов в рабочем режиме, т.е. зачисление на
счета и снятие со счетов средств жилищных субсидий.
По итогам предварительного шага четыре региона (Чувашская Республика, Республика Татарстан, Нижегородская и
Ростовская области) из восьми, участвующих в
эксперименте, представили в Госстрой Рф нормативные документы, регулирующие внедрение
системы соц счетов и утвержденные
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления. Как показал анализ, стадии разработки, согласования и утверждения региональных нормативных документов заняли в
этих регионах в среднем три месяца, и все нормативные документы были утверждены до января 2003 г.
По представленным данным мониторинга, к
концу первого полугодия 2003 г. 5 регионов
вступили в стадию практических мероприятий по переходу на систему соц счетов. Настоящая передача денег субсидий
на оплату жилища и коммунальных услуг популяции делается в городских образованиях Чувашской Республики, Республики Татарстан, Нижегородской, Тюменской и Ростовской
областей.
Сначала опыта, в процессе разработки нормативных основ, регионами рассматривались два принципиально разных концептуальных подхода к формированию системы
персонифицированных соц счетов. Различия в подходах были соединены с функциями общественного счета - учетной и расчетной. Под соц счетом понимались:
1)  аналитический счет гражданина в небанковской организации, служащий для учета
средств экономной поддержки, предоставляемой гражданину (лишь учетная функция);
2)  текущий счет гражданина в банке, созданный для зачисления на него денежных
средств экономной поддержки и расчетов за жилищно-коммунальные сервисы за счет этих
средств (расчетная и учетная функции).
Ежели концепция подразумевает настоящую передачу субсидий в собственность людей и
предоставление им способности самим осуществлять расчеты за жилищно-коммунальные сервисы с внедрением средств, находящихся
на соц счете, то становится естественным, что социальные счета должны существовать в
режиме банковских счетов, принадлежащих гражданам.
1-ая концепция (аналитических счетов) была фактически сходу отвергнута большинством регионов и городских образований, участвующих в опыте.
В процессе реализации схемы банковских
счетов людей при совпадении общих принципов были выявлены различия в применяемых
разными регионами и городками моделях системы персонифицированных соц счетов.
Эти различия касались, сначала, использования авансовых либо компенсационных
схем зачисления средств субсидий на персонифицированные социальные счета людей, а
также использования наличных либо «маркированных» (безналичных) средств.
При авансовой схеме средства субсидий зачисляются на персонифицированные социальные счета людей до пришествия срока оплаты
гражданами жилищно-коммунальных услуг. В
подавляющем большинстве городских образований была принята конкретно таковая схема
предоставления субсидий: каждый месяц в 1-ый день установленного для населения срока
оплаты жилищно-коммунальных услуг средства
субсидий уже находятся на счетах людей.
Основным преимуществом таковой схемы предоставления субсидий является ее тривиальный соц нрав: бюджет предоставляет малоимущим семьям недостающие средства, которыми они могут пользоваться, чтобы
своевременно оплатить сервисы жилищно-коммунальных компаний.
При компенсационной схеме граждане поначалу вносят платежи за жилищно-коммунальные
услуги за счет собственных средств, а субсидии
зачисляются на их социальные счета по факту
оплаты жилищно-коммунальных услуг. Таким
образом, экономная поддержка населения при
оплате жилищно-коммунальных услуг практически воспринимает форму возмещения гражданам
понесенных ими ранее издержек на оплату жилищно-коммунальных услуг, т.е. перестает быть субсидиарной.
Таковая схема была принята в одном городском образовании Тюменской области - Голышмановском районе. Там компенсации зачисляются на социальные счета опосля того, как
граждане предоставят сведения о произведенной своевременной оплате жилищно-коммунальных услуг.
Компенсационная схема перечисления субсидий на счета людей не полностью соответствует федеральному законодательству. Но, несмотря на это, возможность внедрения
компенсационной схемы дискуссируется представителями регионов, вновь вступивших в опыт, так как она остается привлекательной
для органов власти и местного самоуправления с
точки зрения наименее твердых обязанностей по выделению экономных средств и их безусловной
защиты от нецелевого использования.
Таковым образом, работа системы персонифицированных соц счетов при авансовой
схеме зачисления платежей на счета граждан
представляет наиболее «чистые» результаты и в
большей степени соответствует духу и принципам опыта, заложенным в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Русской Федерации».
В процессе опыта на местах решался вопросец о том, какую степень свободы предоставлять гражданам в распоряжении средствами со
счетов. Фактически всеми высказывались
предложения о внедрении разных ограничений использования средств субсидий, зачисляемых на счета людей.
Применять «маркированные» средства в системе персонифицированных соц счетов пробовали в гг. Новочебоксарске и Шумерля Чувашской Республики и в г. Арзамасе Нижегородской области.
Но в последствии администрации субъектов Русской Федерации, отдавая отчет в
том, что ограничение использования средств на
счете любым одним методом (безналичным) ограничивает право гражданина распоряжаться средствами субсидии, отказались от использования в системе соц счетов
«маркированных» средств. В процессе опыта службы субсидий отказались от лишне твердых советов гражданам по распоряжению
средствами субсидий на оплату жилища и коммунальных услуг.
Таковым образом, во всех городских образованиях, где система соц счетов людей сформирована и работает, употребляется модель, не запрещающая получателям субсидий
снимать со собственных банковских персонифицированных соц счетов средства субсидий
наличными средствами для оплаты жилищно-коммунальных услуг. При всем этом граждане исправно
оплачивают жилищно-коммунальные сервисы.
В городках и районах, участвующих в опыте, есть различные подходы к финансированию расходов на субсидии. Средства на
субсидии закладываются:
1)   в региональном бюджете (Чувашская Республика, Нижегородская область, Республика
Саха (Якутия), Тюменская область);
2)   в местном бюджете (гг. Ростов-на-Дону, Казань);
3)   в бюджетах 2-ух уровней (г. Новочеркасск).
Основная мысль опыта состоит в переводе потоков экономных средств от компаний жилищно-коммунального хозяйства
населению. В данной связи одним из критерий удачной реализации опыта по внедрению системы персонифицированных соц счетов людей является своевременное и
полное финансирование расходов на програмку субсидий.
Фуррор опыта во многом стал возможен благодаря софинансированию расходов на
предоставление субсидий гражданам по оплате
жилья и коммунальных услуг из Фонда софинансирования соц расходов за счет федерального бюджета. Доп средства в
размере 7% от средств софинансирования дали возможность регионам предугадать в своих
бюджетах средства на развитие системы персонифицированных соц счетов.
Софинансирование из федерального бюджета расходов субъектов Русской Федерации
на предоставление гражданам субсидий на оплату жилища и коммунальных услуг позволило
также прирастить размер финансирования подпрограммы с 74,7% в 2001 г. до 82,8% в 2003 г. Предусмотренные на 2003 г. средства в размере
5 миллиардов руб. были на сто процентов израсходованы, но задолженность компаниям ЖКХ за
предоставленные гражданам субсидии продолжает расти. В бюджете 2004 г. в Фонде софинансирования соц расходов предвидено 3,3 миллиардов руб.
На практике от того, какой экономный уровень берет на себя обязательства по финансированию субсидий, зависят механизм и сроки прохождения средств субсидий из бюджета соответственного уровня до соц счетов людей. Ежели жилищные субсидии финансируются
полностью либо в значимой мере из местных
бюджетов, у получателей субсидий оказывается больше шансов получить средства впору. Задержки, обычно, объясняются муниципалитетами непоступлением средств из федерального бюджета и бюджета субъекта Русской Федерации в бюджеты муниципалитетов.
По имеющимся данным, в Республике Татарстан, Чувашской Республике, Нижегородской
области задолженностей бюджета перед гражданами при перечислении средств жилищных
субсидий на социальные счета не было. Во всех
муниципальных образованиях вышло заметное улучшение ситуации, связанной с перечислением ассигнований на предоставление
субсидий из бюджетов субъектов Русской Федерации в местные бюджеты.
В Чувашской Республике, Ростовской, Нижегородской, Тюменской областях, г. Якутске Республики Саха (Якутия), Республике Татарстан
социальные счета людей открываются и обслуживаются в банках. В этих регионах и городках принята концепция, которая предполагает
эксплуатацию расчетной и учетной функций
«реального» общественного счета. Данная концепция показала себя как единственно отвечающая
целям опыта.
Постановление Правительства Российской
Федерации от 01.07.2002 № 490 рекомендовало органам власти субъектов Русской Федерации, участвующим в опыте, и подходящим органам местного самоуправления найти в порядке, установленном законодательством Русской Федерации, уполномоченные банки для вербования к формированию
системы персонифицированных соц счетов.
Федеральный закон «О защите конкуренции
на рынке денежных услуг» предписывает создавать вербование денежных организаций для воплощения отдельных операций со
средствами соответственного бюджета только
на базе открытого конкурса. Выбор банка на
основе конкурса был также предусмотрен в Порядке проведения в 2002-2003 гг. эксперимента
по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с внедрением персонифицированных соц счетов, утвержденном
Госстроем Рф и согласованном с Минэкономразвития Рф.
В то же самое время, средства жилищных
субсидий опосля зачисления их на персонифицированные социальные счета стают своими средствами людей, а не бюджета. Банк осуществляет операции с этими средствами только по поручению хозяев соц счетов. Отсюда вытекает, что конкурсный отбор банка для ведения соц счетов
не является необходимостью, так как сами
граждане имеют право свободно выбирать банк, в каком они собираются открыть счет (либо уже
имеют текущий или вкладной счет) для зачисления на него положенной им субсидии.
Актуальным вопросцем взаимодействия с
банками является размер вознаграждения, выплачиваемого банку. Размеры банковского вознаграждения по обслуживанию соц счетов различаются по городским образованиям, но не превосходят 2-ух процентов.
В процессе реализации опыта на предварительном шаге службы субсидий столкнулись
с недовольством со стороны части людей. Оно
было соединено с конфигурацией обычного порядка получения экономной помощи и необходимостью создавать такие деяния как переоформление документов, посещение банка для
заключения контракта и снятия средств со счета, принятие решений по распоряжению средствами субсидий и т.п.
Появлялись опаски, что граждане, получая
средства субсидий наличными средствами, будут
менее добросовестно оплачивать жилищно-коммунальные сервисы. Но практика показала, что во всех городских образованиях, участвующих в опыте, отмечается довольно высочайшая платежная дисциплина получателей субсидий. Случаи несвоевременной
и/либо неполной оплаты жилищно-коммунальных
услуг получателями субсидий выявляются при
информационном обмене меж службой субсидий и управляющей жилищной организацией.
По итогам 2003 г., на основании имеющихся
данных, результаты проведения опыта в
субъектах Русской Федерации можно охарактеризовать последующим образом:
&11376;    
в Республике Башкортостан, в городских образованиях Республики Татарстан, Чувашской Республики, Нижегородской, Ростовской и Тюменской областей опыт реализован на сто процентов: внедрены модели социальных
счетов, надлежащие цели и условиям проведения опыта;
&11376;    
в г. Сызрань Самарской области и ряде городских образований Саратовской области
&11376;    
в Республике Саха (Якутия) региональная
нормативная база не сотворена, но в г. Якутске
производится перечисление средств жилищных субсидий на социальные счета людей;
&11376;    
в г. Санкт-Петербурге, Белгородской области
эксперимент нельзя считать реализованным, т.к. не сотворена региональная и муниципальная
нормативная база проведения опыта в полном объеме и социальные счета людей неоткрыты.
Таковым образом, в итоге федерального
эксперимента по внедрению системы персонифицированных соц счетов из девятнадцати регионов, включенных в официальный список участников опыта, социальные
счета людей в конце 2003 г. открыты в 9. В других регионах завершается предварительная работа.
Переход на предоставление жилищных субсидий с внедрением соц счетов увеличивает ответственность органов гос власти субъектов Русской Федерации и
органов местного самоуправления перед гражданами.
В то же время новенькая система не имеет целью
сокращение экономных расходов на социальные программы для населения, и на программу
жилищных субсидий а именно. Потребность в
средствах на жилищные субсидии при новейшей системе не миниатюризируется, так как она зависит
от установленных в городском образовании цен и тарифов на жилищно-коммунальные
услуги, работающего порядка предоставления субсидий и доходов населения.
Таковым образом, в процессе опыта сотворена нормативная база и выработаны механизмы, которые разрешают расширить внедрение новейшей экономической модели реформирования
жилищно-коммунального хозяйства на всей
территории Русской Федерации.
Рельефная карта РФ на сайте www.goldenkorona.ru
Наши филиалы: Санкт-Петербург / Новосибирск / Екатеринбург / Нижний Новгород / Самара / Омск / Москва /